Актуально на 22.03.2025 г.
Понятие товарного знака
Если говорить близко к закону, то товарный знак — это обозначение, которое индивидуализирует и отличает ваши товары от других производителей.
В среде бизнеса больше используют торговая марка или торговый знак, видимо это связано с переводом на русский язык англоязычного термина trademark.
Также широко используется термины логотип, фирменная эмблема, фирменный знак, бренд. Однако в законодательстве о товарных знаках они не закреплены, и поэтому, юридически, верно, именовать их только товарными знаками.
Закон также содержит термин Знак обслуживания (в переводе с английского service mark) — по сути это тот же товарный знак, с той разницей, что его применяют в случае, когда правообладатель индивидуализирует услуги, а не товары.
Слоган не нужно путать с товарным знаком. Товарный знак использует существительные и изображения или то и другое вместе. Слоган - простая, но при этом емкая и запоминающаяся фраза, которая заключает в себе призыв к действию с товаром или услугой под вашим брендом т.е. это чаще глагол. Также слоган акцентирует потребителя к приобретению товара именно под вашим брендом.
Примеры известных слоганов:
Twix – «Сделай паузу – скушай Twix»,
«Летайте самолетами Аэрофлота»,
«Не тормози. Сникерсни!»
Бренд (англ. brand) — широко известный потребителям торговый знак, уже имеющий часть рынка.
Виды товарных знаков
Словесные товарные знаки — это наиболее распространённый вид обозначений. Их еще принято называть логотипами.
Использовать в качестве логотипов могут быть как уже существующие слова или словосочетание,
например: Азовчанка; Ритмы блюза; Азбука вкуса или вымышленные фантазийные, например Agma; POLAROID; Кириешки.
Словесные обозначения заключают в себе характерные слова, сочетания букв, которые могут быть словом, словосочетания или их комбинацию.
Логотипы составляются на любых языках мира.
В словесных знаках могут использоваться имена собственные, географические названия, героические и знаменитые личности и т. д. как обычном написании, так и в авторском исполнении, в любом цвете и или в их сочетании.
По статистике примерно треть всех зарегистрированных товарных знаков относятся к словесным типу.
Например: товарный знак АГМА, который регистрировала наша компания. Номер регистрации 583549.
Изобразительные товарные знаки. В таковых присутствует только изображение, и нет слов. Например, изображения предметов, животных, природных объектов, фигур на плоскости, символы, графические композиции (включая буквы и цифры). Также возможно использование изображения конкретного человека, но с ограничениями установленными законами.
Примеры изобразительных товарных знаков
Звуковые товарные знаки состоят из фрагмента музыкального произведения, короткий и оригинальный музыкальный звук, звук природы или искусственно созданный шум.
Примеры звуковых товарных знаков: мелодии и заставки популярных телепередач, звуковые заставки кинокомпаний, позывные радиостанций, мелодии для сотовых телефонов и другие.
Звуковой товарный знак, как и любой другой товарный знак если он претендует на охраноспособность должен обладать новизной и различительной способностью.
Есть требования к длительности звучания — в России к регистрации допускается длительность звуковой дорожки, которая не должна превышать размер музыкальной фразы в 10 тактов, а для звуков живых существ или предметов — 30 секунд.
В сфере рекламы звуковой товарный знак еще называют джинглом. Часто джингл состоит из вокала длиной от 3 до 20 секунд. С акцентом на рекламу джингл может «содержать» название бренда и слоган.
Для регистрации звукового товарного знака нужно описать в свободной форме звуки или их характеристику, а для музыкальных произведений дополнительно, в зависимости от вида звукового обозначения: нотную запись или диаграмму частот звука, источником которого выступают живые существа или предметы.
Разные музыкальные инструменты по-разному проигрывают нотную запись в отличие от звучания оригинальной версии. В таком случае для точной идентификации нужно прикладывать аудионоситель с проигрываемой записью регистрируемого звукового обозначения.
Комбинированные товарные знаки (обозначения) включают комбинацию различных товарных знаков.
Например: товарный знак фотограф, который регистрировала наша компания. Номер регистрации 5551724.
Ассортиментные товарные знаки — это знаки, которые призваны выделять товары по ассортиментной идентификации, например по виду, названию или торговой марке.
Коллективные товарные знаки — обозначают товары со схожими товарными характеристиками, которые выпускают и (или) продают несколько объединившихся компаний.
Изменяющийся товарный знак — это знак, в котором изменяются отдельные его элементы и в определенном строгом и повторяющемся порядке. Трансформация товарного знака не должна мешать потребителям ассоциировать товар с его производителем. Основным свойством такого знака является свойство изменяться и отсутствие звукового ряда.
К примеру, компания «Яндекс» зарегистрировала товарный знак «светофор», который меняет цвет в зависимости от количества баллов для сервиса «Яндекс.Пробки».
Голографические товарные знаки представляют собой голографические изображения или слова, которые выполняют защитную функцию. Например, такие голограммы наносят на банковские карты.
Обонятельные товарные знаки. В качестве таковых бывают регистрируют ароматы. Их регистрируют производители парфюмерной продукции и полиграфические компании.
Осязательные товарные знаки — это изображения, которые человек может осязать на ощупь, т.е. тактильно. Например, знак может быть выполнен с помощью шрифта Брайля рельефно–точечно. Такие знаки используют для обозначения товаров для слепых.
Цветовой товарный знак – это обозначение состоящее только из цвета. Это может быть один цвет или несколько.
Сегодня закон позволяет осуществлять регистрацию цветового товарного знака, при наличии у цвета различительной способности.
В правовой науке есть ученые с мнением о том, что цвету не может быть предоставлена охрана в качестве товарного знака, так как только цвет без имеющихся в нем элементов словесного и изобразительного обозначения не может выступать средством индивидуализации товаров. В качестве еще одного обоснования невозможности цвету иметь правовую охрану то, что цвет является характеристикой товара.
При регистрации можно столкнуться с следующими трудностями:
• цвет нужно представлять только в графической форме;
• уникальность представляемого цвета и его различительную способность нужно доказать;
Есть товары и услуги, для которых заявляемый цвет, изначально не может быть охраноспособным, например пластырь, который имеет цвет кожи человека.
Регистрация товарного знака
Для обозначения факта регистрации товарного знака в законном порядке используют специальный знак охраны товарного знака ® и ТМ.
Их использование не обязательно, владелец знака сам решает наносить маркировку или нет. Маркировка «TM» по закону РФ не имеет правовой защиты.
В России товарные знаки регистрирует Роспатент через подачу заявки.
Скачать заявку на регистрацию товарного знака.docx
Заявка на регистрацию товарного знака
Заявку могут подавать:
- физические лица,
- юридические лица,
- индивидуальные предприниматели.
Заявка (или заявление) подается как на бумажном носителе, так и в электронном виде, при наличии у заявителя электронной квалифицированной подписи.
Заявка на регистрацию товарного знака заполняется на русском языке. Документы, прилагаемые вместе с заявкой, тоже прилагаются на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, то прилагается их перевод на русский язык.
Содержание заявки на товарный знак
- заявляемое обозначение;
- перечень товаров или услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака;
- описание обозначения;
- документ об оплате пошлины;
Документы, прилагаемые к заявке на товарный знак:
1. Согласия письменные на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" следующих лиц:
• представителя заявителя и других лиц, указанных в заявке,
• государственного компетентного органа, органа международной или межправительственной организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 1231.1 части четвертой ГК РФ,
• собственника или лица, уполномоченного собственником, на государственную регистрацию товарного знака (п. 4 статьи 1483 ГК РФ),
• правообладателя, у которого товарный знак, имеет более ранний приоритет (п. 6 статьи 1483 ГК РФ);
• обладателя авторского права или его правопреемника (п.п. 1 п. 9 статьи 1483 ГК РФ);
• соответствующего лица или его наследника (п.п. 2 п. 9 статьи 1483 ГК РФ);
2. Копию доверенности представителя или законного представителя на ведение дел с Роспатентом
3. Устав коллективного знака, если регистрируется коллективный товарный знак
4. Документы, прилагаемые к заявке, переведенные на русский язык, если они поданы на иностранном языке
Основания для отказа в приеме заявки
текст заявки не поддается прочтению или плохое состояние бумаги;
заявка на товарный знак представлена не русском языке;
в заявке не указано место нахождения или место жительства заявителя
Заявка считается поданной в день ее получения Роспатентом и той же датой устанавливается приоритет вашего товарного знака.
В реестр вносятся:
• сведения о правообладателе,
• дата приоритета товарного знака,
• перечень товаров/услуг, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак,
• дата госрегистрации,
• другие сведения,
• последующие изменения этих сведений
Этапы регистрации торговой марки
Если нет оснований для отказа в приеме заявки Роспатент проводит две экспертизы:
Формальная экспертиза
Занимает один месяц с даты подачи заявки на регистрацию. Проверяется правильность заполнения заявки и другая документация, прилагаемая к заявке. В случае положительного результата формальной экспертизы назначается экспертиза обозначения. На этом этапе вы оплачивается пошлину минимум 11500 руб. и квитанцию направляете в Роспатент.
Экспертиза обозначения
По её результатам может быть вынесено решение о регистрации или отказе в регистрации товарного знака. Срок проведения основной экспертизы от 12 до 16 месяцев.
Свидетельство на товарный знак
Регистрация товарного знака осуществляется в Роспатенте, вносится в Государственный реестр товарных знаков и на него выдается свидетельство. Такое свидетельство дает товарной марке приоритет и исключительное право на товары / услуги, указанные в нем, и действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на знак.
На сегодняшний день товарный знак на свое имя вправе регистрировать организации и индивидуальные предприниматели.
Представителем заявителя может быть патентный поверенный или другой представитель, который действует на основании доверенности.
Какой товарный знак (логотип) точно зарегистрируют?
Если обобщить ответ, то тот который обладают различительной способностью и проверенный с другими по тождеству и по сходству до степени смешения.
Исключительное право на товарный знак
Исключительные права дают возможность его обладателю пользоваться и распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению, например:
- передавать их в пользование третьим лицам на основании лицензионного договора
- уступать (продавать) право другим лицам, извлекать прибыль,
- запрещать его использование.
Эти права означают, что никто, кроме вас и без вашего разрешения не может пользоваться вашим товарным знаком или знаком, похожим на него.
Государственная регистрация товарного знака подтверждается документом свидетельством.
Использование товарного знака
- в рекламе
- на документах
- на вывесках
- в доменном имени
Федеральным законом от 28.06.2022 № 193-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" с 29 июня физические лица тоже вправе подавать документы для регистрации товарных знаков на себя.
Стоимость регистрации товарного знака
"Полная" - 50 000 руб.* суммы пошлин не включены
услуга регистрации товарного знака "под ключ" включает:
- описание товарного знака;
- подбор классов МКТУ;
- подготовку и подачу заявки в Роспатент;
- подготовку и направление ответа на запрос формальной экспертизы (при необходимости);
- документооборот с ФИПС в течение всего периода регистрации товарного знака;
- информирование Заказчика о ходе делопроизводства.
Составление заявки на товарный знак - 20 000 руб.
эта услуга включает
- описание товарного знака (торговой марки, логотипа),
- подбор классов МКТУ,
- подготовку заявки и передача Заказчику - 3 раб. дня.
Пошлины за регистрацию товарного знака с 1 (Один) классом МКТУ полностью за весь период регистрации - 33 000 руб.
Смотрите также:
Внесение изменений в товарный знак
Зарегистрированные нами товарные знаки